Основные причины перерасхода арматуры в строительстве

Что приводит к перерасходу и причины перерасхода арматуры в строительстве.

Практически каждый, материально ответственный инженер строитель от мастера до главного инженера при возведении монолитных каркасов зданий и сооружений сталкивались с проблемой перерасхода или недостачи арматурного проката. Казалось бы как такое может быть, ведь арматура это не гвоздь и потеряться даже на стройке тонна арматуры не может, а все равно приходит отчетный период или заканчивается строительство, а у тебя в недостаче не кило или два без вести пропавшей арматуры, а тонны.

Основные причины перерасхода арматуры в строительстве_Vertaki

Зачастую перерасход арматуры превышает все оправданные коэффициенты на списание (в частности коэффициент К=1,01 на подрезку и нахлёст арматуры, что заложен в программном комплексе АВК).

При обнаружении недостачи первым делом начинаешь незлым тихим словом вспоминать проектантов, которые, как тебе кажется, по своей недальновидности то ли неправильно посчитали тоннаж, то ли допустили опечатку из-за чего тебе приходится сидеть и пересчитывать чуть ли не весь проект. В итоге окончательно поругавшись с конструкторами и пересчитав проект, приходишь к печальному для себя выводу, что проектанты ни в чем не виновны. И следовательно вся ответственность на тебе и спрашивать заказчик будет с тебя.

Вариант что мол недостачу просто не довезли не проходит, ведь есть накладные и масса других подтверждающих документов которые явно указывают на то, что ты не уследил за арматурой или еще хуже сам украл и сдал на металлолом всю арматуру.

В действительности на сегодняшний день есть несколько реальных, вполне обоснованных и оправданных причин недостачи арматуры.

Основные причины перерасхода арматуры:

  • Самая банальная причина это — «недовоз». На металлобазе вам просто недогружают в каждой партии как минимум 100кг арматурного проката.
    Если мы заказываем 10т арматуры 12-го диаметра, на площадку приедет длинномер с тремя апробированный пачками по 3т и 1 тонна будет расфасована.
    При весе 1мп. арматуры Ф12 0,888кг получаем трех тонную пачку арматуры в которой 280 двенадцати метровых прутов весом 10,71кг каждый. Вынуть 10 прутов с одной или нескольких пачек, большого труда не составляет и на глаз это не определишь. А если вы строите монолитную высотку, и за период строительства переработали менее 1000 тонн арматуры разных диаметров, то металлобаза может недогрузить вам и 10т и более.
  • Если вы четко контролируете продавца арматуры, проверяете на металлобазе тоннаж и лично сопровождаете груз до объекта у вас всё равно может образоваться недостача арматуры. И причина не в подкрученных весах и не в металлобазе.
    Причиной недостачи является производитель арматурного металлопроката. Согласно действующего ГОСТа граничное отклонение в весе 1м п. арматурного проката из-за износа вальцов в зависимости от диаметра составляет + 8%.
    Таким образом при устройстве арматурного каркаса уложив весь тоннаж согласно проекта, у вас может быть лишняя арматура, а может быть и недостача 8% от всей длины арматурных стержней (учитывая то что на металлопрокатных заводах вальцы со временем изнашиваются, то и получается что 1м п. арматуры весит больше чем должен согласно ГОСТ). И тут уже никакой коэффициент К=1,01 вам не поможет.
  • Третей, но далеко не последней причиной, может быть неправильная раскладка (порезка и заготовка) арматурного прута.
    Как пример если у вас по проекту на колонны идут цельные (без сварки и без нахлёста) семи метровые стержни определенного диаметра, а обрезанные пяти метровые стержни невозможно нигде в конструктиве применить. У вас получится после переработки арматуры более 40% отходов.

Все эти факторы как по отдельности так и вмести могут привести к значительному и необъяснимому, для заказчика, перерасходу арматуры.
О способах как избежать нежелательного перерасхода арматуры я расскажу немного позже.