Первые подземные сооружения под Киевом появились еще в 1057 году (в период основания Киево-Печерской Лавры), в последующие почти тысячу лет их численное количество и протяженность только увеличивалась. В этой статье я предлагаю Вам посмотреть, вспомнить и узнать о самых удивительных, интересных и загадочных подземельях Киева
1. Пещеры Киево-Печерской Лавры
Киево-Печерская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю чудесное плато, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения.
Одной из самых почитаемых и древних святынь на территории Киево-Печерской Лавры являются Ближние и Дальние пещеры.
Ближние пещеры, или Антониевы пещеры — комплекс подземных пещер в Киево-Печерской Лавре, где покоятся мощи печерских подвижников.
Основаны в 1057 году, когда Святой Антоний назвал Святого Варлаама первым игуменом Киево-Печерского монастыря. Монах Антоний вывел себя из монастыря и позднее поселился на новом холме, где он вырыл новое подземное помещение, и на этом месте теперь расположены Ближние пещеры.
Дальние пещеры — комплекс подземных пещер Киево-Печерского монастыря. В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых. Ныне общая длина подземных коридоров составляет 293 м, варяжских — 200 м.
Один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский был похоронен в 1074 году в своей келье в Дальних пещерах, которые по имени этого святого также называют Феодосиевыми. Мощи Феодосия были найдены в 1091 году и торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В 1240 году, когда войска хана Батыя захватили Киев, мощи во избежание осквернения были спрятаны. Место захоронения держалось в тайне и со временем забылось.
- http://dokx.ru/
- http://uanewspaper.com/
- http://bondareff.ru/
- http://static.tonkosti.ru/
2. Зеленый театр
На Днепровских склонах у станции метро Арсенальная стоит киевский Зеленый театр, расположившийся в остатках крепостного сооружения постройки середины XIX века. Многие приписывают этому месту некие мистические свойства: желтая пресса кишит статьями про тайны мрачных крепостных подземелий с порталами в другие миры, искажениями времени, таинственной сущностью «Хозяина» зеленого театра и прочей билибердой которая передается из уст в уста и с больной головы на здоровую. На самом деле это просто очень интересное с архитектурной и исторической точки зрения место.
В целом же подпорные стенки Зелёнки появились в середине 19-го века, когда укрепления вокруг Печерской крепости решили усилить, закрыв овраг, издавна называемый Провальем, двумя подпорными стенами, которые должны были прикрывать собой водокачку на берегу Днепра. Одна стена укрепления прямая, вторая – полукруглая. Стены укрепления имеют внутренние галереи, ружейные и пару артиллерийских бойниц. Это и было по сути первым рождением Зеленого театра. Верхняя подпорная стена сооружена в 1853-54 годах, не имела военного значения, хотя построена была добротно, в лучших традициях фортификационной инженерной науки. Нижняя стена построена чуть позже — в 1856 году. Она должна была закрывать подходы к Цепному мосту и охранять Подольский набережный верк (укрепление), более известный как подольские Никольские ворота. Через обе подпорные стены проходил подземный ход, соединявший арсенальские мастерские и водокачку на берегу Днепра. По подземелью были проложены чугунные водопроводные трубы, в одном из ходов их можно найти до сих пор.
- https://d-a.d-cd.net
- http://bm.img.com.ua/
- http://bm.img.com.ua/
- http://farm5.static.flickr.com/
- http://www.another.kiev.ua/
- http://www.geocaching.su/
- http://www.geocaching.su/
3. ДШС
Дренажно-штольневая система (ДШС) — вид гидротехнических сооружений, что строятся на склонах гор, с целью отвода грунтовых вод и предотвращения оползней. Особенно много Дренажно-штольневых систем расположено на склонах Днепра. ДШС представляют собой систему вертикальных колодцев и горизонтальных штолен с наклонным полом, по которому течет отводимая вода. Часто для этого в полу ДШС существуют специальные желоба. Сооружают ДШС в основном из бетонных балок, цельного бетона, реже из бетонных труб. В XIX — начале XX века дренажные системы изготавливались из дерева или кирпича.
Высота штольни обычно составляет 1,6-2 м. Вертикальное сообщение между уровнями в многоуровневых ДШС производится при помощи лестниц. С течением времени, по ходу эксплуатации системы зарастают карстовыми наростами, сталактитами и подземными грибами, что делает эти сооружения более похожими на природные пещеры и привлекательными для посещения их диггерами. Часто внутри ДШС обитают летучие мыши, насекомые.
- http://evillab.org/
- http://ic.pics.livejournal.com/
- http://ic.pics.livejournal.com/
- http://www.another.kiev.ua/
- http://savepic.net/
- http://img-fotki.yandex.ru/
- http://evillab.org/
- http://www.acis.org.ua/
- http://my-memories.org/
4. Убежища
Убежище (или убежище гражданской обороны) — специальное инженерное сооружение, предназначенное для защиты населения от оружия массового поражения. Предшественниками убежищ являлись газоубежища начала 20-го века, защищавшие людей от химического оружия и бомбоубежища 30—40-х годов с преимущественной защитой от бомб и снарядов. Термин «убежище» в отношении гражданских защитных сооружений начал применяться в литературе и в кругу специалистов ещё в довоенное время, чтобы объединить под одним термином разнородные бомбоубежища и лёгкие сооружения химической защиты, но по-настоящему вошло в обиход и по очереди вытеснило термины «газоубежище» и «бомбоубежище» значительно позднее.
Типичное убежище представляет собой подземное помещение с двумя входами, оснащенными герметичными дверьми, местами для укрывающихся, туалетами, узлом связи, фильтро-вентиляционной установкой, запасом противогазов и прочего инвентаря.
Большинство киевских убежищ были переделаны под нужды новых хозяев, несмотря на то, что объект гражданской обороны нельзя заполучить в частную собственность, а только арендовать с обязательством поддерживать элементы ГО в надлежащем состоянии. Впрочем, это никому не мешает устраивать внутри питейные заведения или склады.
Иногда в городе можно найти нетронутые убежища, но инвентарем внутри них нельзя пользоваться.
- http://g.io.ua/
- http://savepic.net/
- http://img-fotki.yandex.ru/
- http://ic.pics.livejournal.com/
- http://hronika.info/
- http://hronika.info/
- http://img-fotki.yandex.ru/
- http://www.fresher.ru/
- http://bloknot-voronezh.ru/
- http://jo-jo.ru/
- http://www.fresher.ru/
- http://zevasil.users.photofile.ru/
5. Подземные реки и ручьи
В Киеве находиться очень много подземных рек и ручьев, которые отличаются длинной, высотой, подземным возрастом. Самые старые реки Киева — Клов, Глубочица, Скоморох, а также ручьи помельче в центре и на Подоле. Самые длинные реки — Клов, «Облепиховая» (название исходной реки неизвестно), Троещинский коллектор. Самая просторная — ПБС: закрытый участок Лыбеди возле Лысой горы.
Абсолютно все подземные реки Киева являются коллекторами ливневой канализации. Основное русло коллектора можно с небольшой натяжкой называть руслом реки или ручья, которая некогда протекала по поверхности в этой местности. Разумеется, что при перекладке под землю строители не повторяли все изгибы русла. Но для ливневой канализации действует то же правило, что и для рек — они собирают воду стекающую с возвышенностей в низменности. Площадь с которой стекает вода в данный коллектор называется площадью водосбора. А возвышенность разделяющая две площади водосбора называется водораздел.
- http://g.io.ua/
- http://g.io.ua/
- http://www.another.kiev.ua/
- http://www.2do2go.ru/
- https://pp.vk.me
- http://www.another.kiev.ua/
- http://eco-turizm.net/
- http://isearch.kiev.ua/
- http://www.another.kiev.ua/
- https://pp.vk.me
- http://www.another.kiev.ua/
6. Киевский метрополитен
Киевский метрополитен представляет собой современный сложный инженерный комплекс. В настоящее время (2015 год) Киевский метрополитен имеет 3 действующие линии, суммарная эксплуатационная длина которых 67,6 км. К услугам пассажиров 52 станции с тремя пересадочными узлами, расположенными треугольником в историческом центре Киева.
Станция «Арсенальная» Святошинско-Броварской линии Киевского метрополитена, является самой глубокой в мире и располагается на глубине 105,5 метров (расстояние от поверхности земли до платформы).
- http://g.io.ua/
- http://g.io.ua/
- http://img-fotki.yandex.ru/
- http://g.io.ua/
- http://usiter.com/
- http://img-fotki.yandex.ru/
- http://www.24ukr.com/
- http://www.dnister.com/
- http://www.mirmetro.net/
7. Пороховой погреб при Павловском бастионе
Строительство порохового погреба было начато летом 1748 года. Для определения места под строительство погреба обер-комендант Костюрин, полковники Чирков и Дебоскет произвели осмотр крепости. Результаты осмотра и свои предложения о месторасположении будущего погреба были переданы в киевскую гарнизонную канцелярию, которая, в свою очередь выправила их в канцелярию Главной артиллерии и фортификации и получила оттуда указание, начинать строительство порохового погреба.
С началом строительства погреба начали паниковать монахи Киево-Печерской лавры, которые всерьез опасались взрыва хранившегося в погребе пороха. Ведь погреб располагался всего в двух саженях от лаврской ограды. Кроме того время от времени порох надлежало просушивать (в это время монахам запрещалось пользоваться огнем). Киевский митрополит неоднократно обращался к генерал-губернатору Киева с просьбой перенести хранилище пороха, но за недостатком денежных средств опасный груз остался на месте.
Лишь в 1885 году когда решился вопрос о строительстве (в 1886-1887 г.г.) двух пороховых погребов в Зверинецком укреплении, погреб на Павловском бастионе был освобожден от пороха.
В 20-е годы XX века погреб был заброшен, в нем «находили пристанище бездомные, которыми на растопку костров были пущены деревянные стеллажи внутри здания, а со временем — деревянные конструкции крыши».
Ф.Эрнст в 1925г. отмечал, что стены погреба «ще зберегли старе кольорування жовтою охрою з побілкою пілястрів та гзимсів». На здании в это время еще была железная крыша, а на окованных железом дверях — большие засовы.
- http://img04.urban3p.ru/
- http://kontrakty.ua/
- http://img04.urban3p.ru/
- http://photos.wikimapia.org/
8. КП Киевского корпуса ПВО
Командный пункт Киевского корпуса противовоздушной обороны во время второй мировой войны располагался в подземном бункере в центре Киева. Был построен бункер в довоенные годы, точный год неизвестен (ориентировочно 1935-1938 г.г.). Имеет два этажа помещений соединенных лестницей и большим залом в котором некогда размещалась котельная. В наличии была также дизельная электростанция, конференц-зал, паркетные полы и деревянные и клепанные гермодвери. Интересным моментом является наличие двух поттерн на входах, они очень похожи на галереи ДОТов Киевского укрепрайона. Все заброшено после войны.
- http://www.another.kiev.ua/
- http://www.another.kiev.ua/
- http://s018.radikal.ru/
- http://aviamaniya.ru/
- http://alexfoto.com.ua/
9. Южный и Северный тоннель под Днепром
Южный и Северный тоннель под Днепром — недостроенные железнодорожныe тоннели которые должны были обеспечить сообщение между берегами Киева, если надводные коммуникации пострадают от вражеской авиации.
Строительство тоннелей производилась в течение 1936—1941 годов, сдача в эксплуатацию планировалась на 1944 год. Были заложены два тоннельных перехода под руслом: Северный (Оболонь — Вигуровщина) и Южный (Жуков остров — Осокорки). Стройка осуществлялась в условиях секретности. На ней работали инженерные части РККА и рабочие треста «Гидрошляхбуд» (до 20 тысяч человек).
С началом Великой Отечественной войны, учитывая степень готовности тоннелей, продолжение «строительства № 1», как оно обозначалось в документах, признали нецелесообразным.
6 августа 1944 года Государственный Комитет Обороны (ГОКО) СССР принял постановление № 6326 «О возобновлении строительства Южного железнодорожного тоннельного перехода под р. Днепр у г. Киева (строительство № 1 НКПС)». Документ имел гриф «совершенно секретно» (сс). В настоящее время документ рассекречен и находится на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.
В настоящее время существуют несколько выходов недостроенного тоннеля в районе Киева.
- https://static.kupiskidku.com
- http://relax.com.ua/
- http://static.bravissimo.com.ua/
- http://www.weekend.com.ua/
- http://lossolomas.kiev.ua/
- https://img-fotki.yandex.ru
- http://www.486.kiev.ua/
- http://www.lostgorod.ru/
10. Пещера пятерых
Подземная система «Пещера пятерых» находится на Лысой Горе. Свое название, вероятно, получила от числа выходов на поверхность, которых ровно 5. Представляет собой пещера кирпичный овальный ход с тремя круглыми колодцами кирпичной кладки. Глубина первого и второго колодцев приблизительно 15 м., третьего — 5 м (от поверхности). диаметр колодцев 2 м. На поверхности колодцы ни чем не закрыты. Вход в систему — через арку в кирпичной стене, выход у подножья горы возле ж. д. на Мироновку. Пещера пятерых проходится только с верёвками и прочим альпинистским снаряжением, без него можно пройтись от входа до первого колодца. Присутствуют крючья и спиты в достаточном количестве. В целом система очень красивая, хоть и маленькая. Вода в системе отсутствует практически всегда.
- http://www.explorer.kiev.ua/
- http://img04.urban3p.ru/
- http://img04.urban3p.ru/
- http://img04.urban3p.ru/
- http://gul.kiev.ua/
- https://cs7054.vk.me
При написании статьи использовались материалы интернетресурсов:
general-kosmosa.livejournal.com
urban3p.ru