ТОП-10 подземные сооружения Киева

Первые подземные сооружения под Киевом появились еще в 1057 году (в период основания Киево-Печерской Лавры), в последующие почти тысячу лет их численное количество и протяженность только увеличивалась. В этой статье я предлагаю Вам посмотреть, вспомнить и узнать о самых удивительных, интересных и загадочных подземельях Киева

ТОП-10 подземные сооружения Киева

1. Пещеры Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю чудесное плато, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения.
Одной из самых почитаемых и древних святынь на территории Киево-Печерской Лавры являются Ближние и Дальние пещеры.
Ближние пещеры, или Антониевы пещеры — комплекс подземных пещер в Киево-Печерской Лавре, где покоятся мощи печерских подвижников.

Основаны в 1057 году, когда Святой Антоний назвал Святого Варлаама первым игуменом Киево-Печерского монастыря. Монах Антоний вывел себя из монастыря и позднее поселился на новом холме, где он вырыл новое подземное помещение, и на этом месте теперь расположены Ближние пещеры.

Дальние пещеры — комплекс подземных пещер Киево-Печерского монастыря. В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых. Ныне общая длина подземных коридоров составляет 293 м, варяжских — 200 м.

Один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский был похоронен в 1074 году в своей келье в Дальних пещерах, которые по имени этого святого также называют Феодосиевыми. Мощи Феодосия были найдены в 1091 году и торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В 1240 году, когда войска хана Батыя захватили Киев, мощи во избежание осквернения были спрятаны. Место захоронения держалось в тайне и со временем забылось.

2. Зеленый театр

На Днепровских склонах у станции метро Арсенальная стоит киевский Зеленый театр, расположившийся в остатках крепостного сооружения постройки середины XIX века. Многие приписывают этому месту некие мистические свойства: желтая пресса кишит статьями про тайны мрачных крепостных подземелий с порталами в другие миры, искажениями времени, таинственной сущностью “Хозяина” зеленого театра и прочей билибердой которая передается из уст в уста и с больной головы на здоровую. На самом деле это просто очень интересное с архитектурной и исторической точки зрения место.
В целом же подпорные стенки Зелёнки появились в середине 19-го века, когда укрепления вокруг Печерской крепости решили усилить, закрыв овраг, издавна называемый Провальем, двумя подпорными стенами, которые должны были прикрывать собой водокачку на берегу Днепра. Одна стена укрепления прямая, вторая – полукруглая. Стены укрепления имеют внутренние галереи, ружейные и пару артиллерийских бойниц. Это и было по сути первым рождением Зеленого театра. Верхняя подпорная стена сооружена в 1853-54 годах, не имела военного значения, хотя построена была добротно, в лучших традициях фортификационной инженерной науки. Нижняя стена построена чуть позже – в 1856 году. Она должна была закрывать подходы к Цепному мосту и охранять Подольский набережный верк (укрепление), более известный как подольские Никольские ворота. Через обе подпорные стены проходил подземный ход, соединявший арсенальские мастерские и водокачку на берегу Днепра. По подземелью были проложены чугунные водопроводные трубы, в одном из ходов их можно найти до сих пор.

3. ДШС

Дренажно-штольневая система (ДШС) — вид гидротехнических сооружений, что строятся на склонах гор, с целью отвода грунтовых вод и предотвращения оползней. Особенно много Дренажно-штольневых систем расположено на склонах Днепра. ДШС представляют собой систему вертикальных колодцев и горизонтальных штолен с наклонным полом, по которому течет отводимая вода. Часто для этого в полу ДШС существуют специальные желоба. Сооружают ДШС в основном из бетонных балок, цельного бетона, реже из бетонных труб. В XIX — начале XX века дренажные системы изготавливались из дерева или кирпича.

Высота штольни обычно составляет 1,6-2 м. Вертикальное сообщение между уровнями в многоуровневых ДШС производится при помощи лестниц. С течением времени, по ходу эксплуатации системы зарастают карстовыми наростами, сталактитами и подземными грибами, что делает эти сооружения более похожими на природные пещеры и привлекательными для посещения их диггерами. Часто внутри ДШС обитают летучие мыши, насекомые.

4. Убежища

Убежище (или убежище гражданской обороны) — специальное инженерное сооружение, предназначенное для защиты населения от оружия массового поражения. Предшественниками убежищ являлись газоубежища начала 20-го века, защищавшие людей от химического оружия и бомбоубежища 30—40-х годов с преимущественной защитой от бомб и снарядов. Термин «убежище» в отношении гражданских защитных сооружений начал применяться в литературе и в кругу специалистов ещё в довоенное время, чтобы объединить под одним термином разнородные бомбоубежища и лёгкие сооружения химической защиты, но по-настоящему вошло в обиход и по очереди вытеснило термины «газоубежище» и «бомбоубежище» значительно позднее.

Типичное убежище представляет собой подземное помещение с двумя входами, оснащенными герметичными дверьми, местами для укрывающихся, туалетами, узлом связи, фильтро-вентиляционной установкой, запасом противогазов и прочего инвентаря.
Большинство киевских убежищ были переделаны под нужды новых хозяев, несмотря на то, что объект гражданской обороны нельзя заполучить в частную собственность, а только арендовать с обязательством поддерживать элементы ГО в надлежащем состоянии. Впрочем, это никому не мешает устраивать внутри питейные заведения или склады.
Иногда в городе можно найти нетронутые убежища, но инвентарем внутри них нельзя пользоваться.

5. Подземные реки и ручьи

В Киеве находиться очень много подземных рек и ручьев, которые отличаются длинной, высотой, подземным возрастом. Самые старые реки Киева – Клов, Глубочица, Скоморох, а также ручьи помельче в центре и на Подоле. Самые длинные реки — Клов, «Облепиховая» (название исходной реки неизвестно), Троещинский коллектор. Самая просторная — ПБС: закрытый участок Лыбеди возле Лысой горы.
Абсолютно все подземные реки Киева являются коллекторами ливневой канализации. Основное русло коллектора можно с небольшой натяжкой называть руслом реки или ручья, которая некогда протекала по поверхности в этой местности. Разумеется, что при перекладке под землю строители не повторяли все изгибы русла. Но для ливневой канализации действует то же правило, что и для рек — они собирают воду стекающую с возвышенностей в низменности. Площадь с которой стекает вода в данный коллектор называется площадью водосбора. А возвышенность разделяющая две площади водосбора называется водораздел.

6. Киевский метрополитен

Киевский метрополитен представляет собой современный сложный инженерный комплекс. В настоящее время (2015 год) Киевский метрополитен имеет 3 действующие линии, суммарная эксплуатационная длина которых 67,6 км. К услугам пассажиров 52 станции с тремя пересадочными узлами, расположенными треугольником в историческом центре Киева.
Станция «Арсенальная» Святошинско-Броварской линии Киевского метрополитена, является самой глубокой в мире и располагается на глубине 105,5 метров (расстояние от поверхности земли до платформы).

7. Пороховой погреб при Павловском бастионе

Строительство порохового погреба было начато летом 1748 года. Для определения места под строительство погреба обер-комендант Костюрин, полковники Чирков и Дебоскет произвели осмотр крепости. Результаты осмотра и свои предложения о месторасположении будущего погреба были переданы в киевскую гарнизонную канцелярию, которая, в свою очередь выправила их в канцелярию Главной артиллерии и фортификации и получила оттуда указание, начинать строительство порохового погреба.
С началом строительства погреба начали паниковать монахи Киево-Печерской лавры, которые всерьез опасались взрыва хранившегося в погребе пороха. Ведь погреб располагался всего в двух саженях от лаврской ограды. Кроме того время от времени порох надлежало просушивать (в это время монахам запрещалось пользоваться огнем). Киевский митрополит неоднократно обращался к генерал-губернатору Киева с просьбой перенести хранилище пороха, но за недостатком денежных средств опасный груз остался на месте.
Лишь в 1885 году когда решился вопрос о строительстве (в 1886-1887 г.г.) двух пороховых погребов в Зверинецком укреплении, погреб на Павловском бастионе был освобожден от пороха.
В 20-е годы XX века погреб был заброшен, в нем “находили пристанище бездомные, которыми на растопку костров были пущены деревянные стеллажи внутри здания, а со временем – деревянные конструкции крыши”.
Ф.Эрнст в 1925г. отмечал, что стены погреба “ще зберегли старе кольорування жовтою охрою з побілкою пілястрів та гзимсів”. На здании в это время еще была железная крыша, а на окованных железом дверях – большие засовы.

8. КП Киевского корпуса ПВО

Командный пункт Киевского корпуса противовоздушной обороны во время второй мировой войны располагался в подземном бункере в центре Киева. Был построен бункер в довоенные годы, точный год неизвестен (ориентировочно 1935-1938 г.г.). Имеет два этажа помещений соединенных лестницей и большим залом в котором некогда размещалась котельная. В наличии была также дизельная электростанция, конференц-зал, паркетные полы и деревянные и клепанные гермодвери. Интересным моментом является наличие двух поттерн на входах, они очень похожи на галереи ДОТов Киевского укрепрайона. Все заброшено после войны.

9. Южный и Северный тоннель под Днепром

Южный и Северный тоннель под Днепром – недостроенные железнодорожныe тоннели которые должны были обеспечить сообщение между берегами Киева, если надводные коммуникации пострадают от вражеской авиации.
Строительство тоннелей производилась в течение 1936—1941 годов, сдача в эксплуатацию планировалась на 1944 год. Были заложены два тоннельных перехода под руслом: Северный (Оболонь — Вигуровщина) и Южный (Жуков остров — Осокорки). Стройка осуществлялась в условиях секретности. На ней работали инженерные части РККА и рабочие треста «Гидрошляхбуд» (до 20 тысяч человек).

С началом Великой Отечественной войны, учитывая степень готовности тоннелей, продолжение «строительства № 1», как оно обозначалось в документах, признали нецелесообразным.

6 августа 1944 года Государственный Комитет Обороны (ГОКО) СССР принял постановление № 6326 «О возобновлении строительства Южного железнодорожного тоннельного перехода под р. Днепр у г. Киева (строительство № 1 НКПС)». Документ имел гриф «совершенно секретно» (сс). В настоящее время документ рассекречен и находится на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.
В настоящее время существуют несколько выходов недостроенного тоннеля в районе Киева.

10. Пещера пятерых

Подземная система “Пещера пятерых” находится на Лысой Горе. Свое название, вероятно, получила от числа выходов на поверхность, которых ровно 5. Представляет собой пещера кирпичный овальный ход с тремя круглыми колодцами кирпичной кладки. Глубина первого и второго колодцев приблизительно 15 м., третьего – 5 м (от поверхности). диаметр колодцев 2 м. На поверхности колодцы ни чем не закрыты. Вход в систему — через арку в кирпичной стене, выход у подножья горы возле ж. д. на Мироновку. Пещера пятерых проходится только с верёвками и прочим альпинистским снаряжением, без него можно пройтись от входа до первого колодца. Присутствуют крючья и спиты в достаточном количестве. В целом система очень красивая, хоть и маленькая. Вода в системе отсутствует практически всегда.

При написании статьи использовались материалы интернетресурсов:
general-kosmosa.livejournal.com
urban3p.ru